Каждый человек хотя бы раз в жизни обращается к услугам
нотариуса. Не только за удостоверением доверенностей, но и за удостоверением сделки с объектом недвижимости, получением свидетельства о праве на наследство на объект недвижимости. В случаях удостоверения сделки с объектом недвижимости,
наследования объекта недвижимости важно помнить: права на недвижимость подлежат государственной регистрации в Росреестре[1] соответствии с Федеральным законом от
13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Процедура оформления прав граждан на недвижимость на
основании документов, выданных (удостоверенных) нотариусами, упрощена. Еще в
2019 году законодатель внедрил электронное взаимодействие между нотариусами и Росреестром. Благодаря этому гражданам не нужно «ходить по инстанциям» (сначала
к нотариусу, затем в МФЦ, где ведется прием документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в Росреестре).
Оформление прав происходит по принципу одного окна, то есть
в одном месте – у нотариуса. Гражданин обращается к нотариусу за удостоверением
сделки либо за получением свидетельства о праве на наследство, после совершения
нотариальных действий нотариус незамедлительно направляет заявление о
государственной регистрации прав гражданина и прилагаемые к нему документы в электронной форме в Росреестр. Направление документов в Росреестр в интересах гражданина является прямой обязанностью нотариуса,
предусмотренной законом. Следует помнить, что обязательный этап на пути к регистрации права собственности – оплата государственной пошлины за совершение регистрационных действий. Государственную пошлину оплачивает
гражданин. Если оплата не производится – документы, направленные нотариусом в
электронном виде, Росреестром не рассматриваются.
Проведенная Росреестром государственная регистрация прав гражданина
удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости[2]. Выписка поступает
нотариусу в электронной форме. Для выдачи «электронной» выписки гражданину на
бумаге, нотариус производит действия по удостоверению равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе – за это, как и за любое нотариальное действие, взимается
плата согласно нотариальному тарифу. Получать выписку из ЕГРН у нотариуса не
обязательно.
У граждан имеется возможность получить выписку из ЕГРН
бесплатно посредством направления запроса через личный кабинет на портале
госуслуг. Для этого гражданину необходимо самостоятельно войти в свою учетную
запись, выбрать вкладку «Земля и дом», в открывшемся окне (слева) выбрать
позицию «онлайн-выписка о недвижимости», далее пройти предложенные шаги и
выбрать нужный объект недвижимости. Готовая онлайн-выписка из ЕГРН поступит в
течение нескольких минут. Выписка предоставляется на текущую дату запроса и заверяется
электронной подписью органа регистрации прав.
Оформление прав на недвижимость у нотариуса – это быстро и
удобно. Такая возможность исключает из жизни гражданина ненужные затраты личного
времени, моральных сил и позволяет гражданину зарегистрировать право
собственности на объект недвижимости в максимально короткий срок – 1 рабочий
день (при самостоятельном представлении гражданином документов через МФЦ срок государственной
регистрации прав составляет 5 рабочих дней).
|